Производим материалы для шумоизоляции автомобиля с 1996 года горячая линия
8 (800) 775-75-01

Что такое система активного шумоподавления

Другие статьи

6/ апреля 2021

Что такое система активного шумоподавления

Чтобы сделать салон авто более тихим и уютным, производители идут на различные ухищрения. Одно из них – система активного шумоподавления, или ANC (англ. active-noise-control). Впервые подобное решение использовала Honda в 2003 г. Сегодня активное шумоподавление применяется чаще, причем не только в автомобилестроении, но и в создании аудиотехники, строительстве подводных лодок, самолетов и т. д.

Принцип действия

Система шумоподавления состоит из сети микрофонов и датчиков, блока управления и динамиков. Действуют они следующим образом:

  • микрофоны и датчики, размещенные в самых «шумных» участках автомобиля, фиксируют поступающие звуки;

  • блок управления обрабатывает зафиксированный сигнал и генерирует на его основе «антишум» в противофазе. Сам шум можно представить как график с впадинами и подъемами; система же создает «зеркальный» график, где на месте впадины находится подъем и наоборот;

  • динамики, установленные в передней двери и за задними сиденьями, транслируют полученный «антишум». Накладываясь друг на друга, шум от работающего авто и эта сгенерированная звуковая дорожка создают нейтральный фон.

Аналогично устроена и система активного звукового оформления (Active Sound Design, ASD). Ее можно считать усовершенствованной формой ANC. В данном случае динамики транслируют не противофазу, а измененный звук. Например, имитируют выпускную систему разных двигателей, позволяя пользователю выбирать звуковой фон по вкусу. Соответственно, ASD – функция скорее декоративная, чем практическая.

Заменяет ли это шумоизоляцию?

Казалось бы, установка ANC полностью решает проблему шума в салоне. Но может ли она заменить стандартную комплексную шумоизоляцию?

Давайте внимательнее рассмотрим природу автомобильного шума. Он бывает двух типов: воздушный (то есть звуки) и структурный (то есть вибрации). Система ANC борется с первым типом, но против вибраций активное шумоподавление бессильно. Они вызваны резонансом металлических и пластиковых панелей и воспринимаются не ухом, а всем телом. Для их нейтрализации потребуются вибродемпферы, то есть материалы, утяжеляющие поверхность и уменьшающие ее колебания.

Да и в отношении воздушного шума активное шумоподавление может быть не таким эффективным, как ожидалось. Система обрабатывает звуки внутри салона, но не дает стопроцентной защиты от внешних шумов. Уменьшить их помогут звукоизоляционные материалы.

Наконец, ANC не способна обеспечить качественное звучание аудиосистемы. Для этого используются звукопоглощающие материалы: они выравнивают акустический фон и очищают звук.

Вывод: активное шумоподавление можно расценивать как вспомогательную систему для поддержки тишины в салоне, но не как основную. Ее рекомендуется использовать в сочетании с пассивными мерами, к которым и относится комплексная шумоизоляция. Она включает комбинацию перечисленных выше материалов и устраняет все виды шума, включая структурные.

Предыдущая Следующая